В Москве воссоздали атмосферу азербайджанской средневековой поэмы
В российской столице с огромным успехом прошло открытие выставки, посвященной поэме Низами Гянджеви и азербайджанскому искусству.
Восточная сказка – это всегда жизненная мудрость и яркие краски. В эти дни сказка оживает во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства: выставка «Семь красавиц» буквально погружает посетителей в атмосферу старинной поэмы великого Низами о том, как шах Бахрам взял в жены семь прекрасных девушек из разных концов света – поэмы о любви и духовном просветлении. В семи дворцах жили супруги шаха – и экспозиция построена так, что посетитель словно прогуливается по этим дворцам, слушая истории мудрых дев.
«Мы привезли в Москву и старинные ковры, и изделия из металла, и ювелирные украшения, — рассказывает куратор проекта, директор Азербайджанского музея ковра Ширин Меликова. – Все это создает интересное ощущение: ты как будто попадаешь внутрь старинной книги, а визуализация историй происходит за счет дворцовых предметов из коллекции нашего музея и проекций тебризских миниатюр XV века из собрания «Сокровищница тайн». Мы впервые делаем такое на выставке, которая получилась очень неожиданной и интересной».
Уникальная возможность попасть внутрь великой поэмы появилась у жителей российской столицы благодаря Фонду Гейдара Алиева. Его вице-президент и руководитель представительства в России Лейла Алиева на церемонии открытия выставки отметила, что подлинное искусство веками сближает народы и культуры: «Творчество всегда находится вне времени. Это нечто такое, что послано нам с небес для того, чтобы помогать человеку стать лучше, проникнуть в глубину своей души и открыть в себе самую высшую силу – любовь». Она поблагодарила всех, кто работал над проектом – и прежде всего руководство российского музея, в стенах которого проходит вернисаж.
По словам директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елены Титовой, удивительная выставка — это часть сотрудничества с Музеем ковра, который намерен приехать в Москву с новым проектом в будущем году и принять у себя экспозицию из России. Что касается «Семи красавиц», то Елена Титова полагает: ее должен посетить каждый. «Выставка по-восточному утонченная, с глубоким философским смыслом и завораживающим дизайнерским решением. Это современные технологии, это богатейшая история, мастерство художников – все это, безусловно, нужно увидеть своими глазами» — говорит она. А Ширин Меликова добавляет, что в экспозиции тесно переплелись древнее и современное искусство: ведь помимо проекций миниатюр, здесь есть еще и инсталляции художника-концептуалиста Рашада Алекперова, а отдельная часть выставки посвящена балету Кара Караева «Семь красавиц» — одному из величайших произведений азербайджанской культуры, которое хорошо знают и любят в России.
«Этот балет с неизменным аншлагом идет на самых известных мировых сценах. Его очень любят в России — ждут каждого приезда азербайджанских артистов, — напоминает руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, депутат Государственной думы Дмитрий Савельев. — А в этом году, в котором мы празднуем юбилей Кара Караева, балет вошел в репертуар сразу двух российских театров. Поэтому я могу только от всей души поблагодарить Фонд Гейдара Алиева и лично уважаемую Лейлу ханум за саму эту возможность еще раз соприкоснутся с прекрасным творением азербайджанских гениев — поэтическим и музыкальным. Это еще и серьезный вклад в развитие нашего общего культурного пространства, укрепление братских отношений, которые сегодня существуют между Россией и Азербайджаном».
Интересно, что премьера этого балета состоялась в Ленинграде. Теперь же Петербург ждет 2020 года, когда в рамках культурного форума Азербайджан представит свои музыкальные, литературные, театральные богатства в качестве почетного гостя мероприятия. Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы отметил, что это большое и важное событие – а открытие выставки «Семь красавиц» в его преддверии можно назвать знаковым. Руководитель Центра РАД Наталия Красовская тоже полагает, что вернисаж в московском музее можно считать своего рода репетицией: «Эта выставка объединяет в себе ковроткачество, изобразительное и ювелирное искусство, музыку, балет, современные виды скульптуры, графику. Перед нами синтез лучшего, что есть в культуре Азербайджана. Поэтому естественно, что выставка уже вызвала большой
резонанс и интерес. А поскольку Музей ковра тесно сотрудничает и с другими нашими музеями, я думаю, что в будущем году нас ждет много интересных событий, которые будут еще одним подтверждением дружбы и взаимного интереса друг другу в России и Азербайджане».
Москвичи и гости столицы смогут окунуться в атмосферу средневековой азербайджанской поэмы до 3 февраля.
Источник: Salam news