Азербайджан-Россия: Вместе – к освоению новых рынков
Экономическая составляющая очень важна в российско-азербайджанских отношениях, а исчерпание прежних сырьевых моделей развития и острая потребность в технологической модернизации ведут к совместному поиску новых стратегий взаимодействия.
Как передает SalamNews, обсуждению этих проблем был посвящен видеомост «Экономическое и инвестиционное сотрудничество Азербайджана и России: новые точки роста».
Видные экономисты и эксперты двух стран, собравшиеся в видеостудиях Баку и Москвы, отметили, что за последние два года заметно увеличились темпы роста взаимного товарооборота. Так, по данным Арзу Нагиева, заместителя директора информационного агентства «Тренд», в 2018 году российско-азербайджанский товарооборот вырос на 19,1% по сравнению с предыдущим годом, составив $2,5млрд. Однако эти показатели не отражают в полной мере потенциала торгово-экономических отношений, поскольку имеется реальная возможность нарастить объемы товарооборота в три-четыре раза.
«Между Россией и Азербайджаном есть совпадение в вопросе выстраивания стратегических планов развития и национальных экономик каждой из стран, – считает экономист Александр Караваев. – Утвержденные Россией двенадцать национальных проектов совпадают по времени с реализацией карт «дорожного» развития национальной экономики Азербайджана и нового этапа реализации программы социально-экономического развития азербайджанских регионов».
Это позволяет в рамках национальных задач создавать и совместные экономические проекты, ведь, как подчеркнул заместитель директора Русской экономической школы и профессор Азербайджанского экономического университета Эльшад Мамедов, «между нашими экономиками имеется системная схожесть, что делает актуальным поиск оптимальных путей преодоления существующих вызовов, в целях развития экономических возможностей обеих стран».
Поскольку и Россия, и Азербайджан уделяют особое внимание инновационным процессам и развитию цифрового сектора экономики, весьма перспективными могут стать сотрудничество в космической сфере, в области нанотехнологий, в создании композитных материалов для беспилотных летательных аппаратов.
И здесь необходимо более интенсивное инвестиционное взаимодействие, которое, при всей позитивной динамике, далеко от своего потенциала: несмотря на то, что инвестиции из России в азербайджанскую экономику заметно выросли и на конец 2017 года составили $700 млн., а азербайджанские инвестиции в Россию к тому же периоду достигли $393 млн., еще имеются огромные резервы роста.
Особого внимания заслуживает реализация транзитного потенциала двух стран. В частности, кроме совместной эксплуатации транспортного коридора «Север-Юг», представляет интерес формирование Каспийского экономического рынка.
Анна Солоненко, директор Дмитровского филиала Астраханского государственного технического университета, напомнила участникам видеомоста, что в советское время 80% мощностей судостроения в Астрахани было задействовано на заказы Азербайджана.
А Эльхан Алескеров, директор Экспертного совета Baku Network, убежден, что возможности Каспия пока недостаточно эффективно используются для экономического развития двух стран: «Волго-Донской канал способен дать Азербайджану больше возможностей для выхода в мировые океаны, ведь это –единственный выход, связывающий Азербайджанское морское транспортное агентство с миром».
От сотрудничества в каспийском регионе эксперты перешли к обсуждению ряда транснациональных проектов. Так, Леонид Гусев, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, подчеркнул: «Российские бизнесмены рассчитывают на то, что Азербайджан станет для них проводником на иранский и турецкий рынки. Например, Азербайджан строит в иранском городе Астара складские помещения и терминал для хранения грузов с целью их дальнейшей реализации в Иране либо поставок в третьи страны. Наша страна проявляет исключительный интерес к этому проекту, так как значительная часть грузов будет поставляться из России». Перспективно также создание на территории Ирана сборочных российско-азербайджанских производств в сфере автомобилестроения, химической промышленности и нефтепереработки.
Научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Артем Пылин считает, что создание совместных сборочных производств для поставок продукции машиностроения на рынки быстрорастущих стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии увеличит динамику взаимного товарооборота между Россией и Азербайджаном. А экономист Александр Караваев предложил привлечь Азербайджан в промышленную зону в Суэцком канале, которая должна заработать в полном объёме к концу 2019 года. Расположение Египта на стыке Африки и Ближнего Востока даст России и Азербайджану массу возможностей для совместного освоения огромных по своим масштабам рынков.
«В прошлом году Россия и Азербайджан утвердили пять «дорожных карт» по различным направлениям экономического сотрудничества, что дополнительно стимулирует нас к поиску новых точек соприкосновения, – резюмирует депутат Госдумы, руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев. – Огромный потенциал имеет совместное взаимодействие на международной арене. География определяет путь, по которому мы должны развивать нашу экономическую экспансию: Турция, Иран, Африка, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Мы обязаны использовать все имеющиеся возможности для взаимовыгодного сотрудничества на мировых рынках».