Эйюб Гулиев о постановке «Легенды о любви» в Баку с участием Юрия Григоровича
Музыкальный руководитель и главный дирижер Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета Эйюб Гулиев рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о перспективах работы с российскими театрами в новом сезоне. В планах — новая постановка «Легенды о любви» в Баку с участием Григоровича!
— Известно, что совместная работа Азербайджанского оперного театра и крупнейших театров России – добрая и старая традиция. Как обстоят дела сейчас?
— Так же, как и прежде – хорошо. Наши творческие связи с Большим, Мариинским театрами длятся много лет и никогда не прерывались. Мы приглашаем российских артистов оперы и балета к себе в Баку на гастроли и делаем все, чтобы наши самые талантливые артисты выступали на главной оперной сцене Москвы, в Большом театре. Должен сказать, что такие выступления всегда проходят с большим успехом. Не так давно в Большом театре показывали балеты Гара Гараева, Фикрета Амирова, причем в этих постановках были задействованы оркестр и артисты Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Также в Большом театре была показана новая версия «Семи красавиц» в хореографии Василия Медведева. Я не могу не отметить постановку балета «Любовь и смерть» нашего выдающегося композитора Полада Бюльбюльоглу, посла Азербайджана в России, который успевает, несмотря на свой напряженный график, заниматься творчеством. Я имел честь ставить этот балет в Белоруссии. Очень люблю эту музыку, и знаю, что в России она тоже имела большой успех – показы в Большом проходили при аншлаге и были встречены овациями зрителей.
— Да, в Большом тогда показывали «Любовь и смерть» Екатеринбургского театра оперы и балета.
— Я как раз хотел отметить, что нашу культуру знают не только в столичных городах России, но и в регионах. Здесь и Екатеринбург, и Астрахань, и Казань, откуда мне недавно поступило предложение по организации гастролей. В свою очередь, мы в Баку с удовольствием принимаем ярких исполнителей из российской провинции. Я сам очень давно сотрудничаю с различными российскими оперными театрами. Сейчас я – приглашенный дирижер Академического симфонического оркестра имени Сафонова Северо-Кавказской филармонии. А учился я в Петербурге, где потом работал в Михайловском театре. Я часто вспоминаю те наши спектакли – «Иоланту» Чайковского, «Любовный напиток» Доницетти… В общем, как я и говорил, у нас с Россией действительно очень тесные творческие связи, и мы заинтересованы в их расширении и укреплении.
— А есть ли какие-то интересные совместные проекты, которые мы сможем увидеть на бакинской сцене в новом сезоне?
— В этом году все мы потеряли всемирно известного композитора — Арифа Джангир оглы Меликова, музыку которого знают и любят и в России, и в Азербайджане. Его симфонии исполняют самые известные оркестры мира – в частности, исполнением его знаменитой Шестой Симфонии дирижировал Валерий Абисалович Гергиев. А когда я учился в Петербургской консерватории и увидел афишу Мариинского театра «Легенда о любви» — мне как азербайджанцу стало тепло на душе… Этот балет был впервые поставлен в 1962 году – и Меликов проснулся знаменитым на весь СССР. С тех пор «Легенда о любви» украшала сцену многих театров, ее ставили в 64 странах мира — и вот, до конца этого года мы, при участии великого Юрия Григоровича и его замечательной команды, представим «Легенду о любви» в Баку.
— О, это действительно великое событие. Премьера пройдет в сезоне 1919-1920?
— Да, мы так планируем . Я уверен, это станет важной творческой вехой в сотрудничестве театров России и Азербайджана. Ведь «Легенда о любви», музыка Арифа Меликова — это, в общем-то, наша общая история. А то, что в этой постановке будет участвовать сам Григорович, даст новый толчок развитию нашего балетного искусства. У нас невероятно талантливые артисты, настоящие трудоголики, неустанно развивающие свой талант – и я уверен, что спектакль даст им по-настоящему раскрыться. Жаль, что Ариф Меликов не успел увидеть новую постановку.
— Да, действительно жаль. А какие еще планы есть с российскими коллегами?
— Хотим поставить «Обручение в монастыре» Прокофьева с приглашением кого-то из крупных российских оперных режиссеров. Это будет уже весной следующего года. И есть очень интересная идея поставить «Летучую мышь» Иоганна Штрауса.
— Так ведь это же оперетта!
— Но по уровню сложности это произведение находится на одном уровне с оперой — и потому, «Летучую мышь» ставят многие оперные театры мира. К нам несколько месяцев тому назад приезжала профессор Лариса Борисовна Рудакова, одна из самых ярких солисток Большого театра России. Она прожила в Баку две недели, и все две недели занималась с нашими солистами. Это были очень интенсивные уроки, которые, думаю, прекрасно повлияли на развитие наших артистов – а у нас очень молодая труппа. Оперетта – очень сложный жанр, несмотря на видимую легкость. Здесь нужен особый артистизм, легкость, прекрасное владение вокалом. Лариса Борисовна бывала и на наших спектаклях, много хороших слов говорила в адрес наших солистов – и вот это и была ее идея, поставить «Летучую мышь». По ее словам, у нас есть все голоса для того, чтобы это была успешная постановка. Так что мы сейчас размышляем в этом направлении.
— Раз уж заговорили об оперетте: не так давно в Петербурге проходил вокальный конкурс имени Георга Оттса, где вы были членом жюри. Это был первый такой опыт?
— Да, организаторы конкурса пригласили меня, как представителя Азербайджана, азербайджанской музыкальной культуры. Сложная и очень важная для меня лично работа: в жюри, где представлены театры, начиная с Ла Скала и заканчивая Нью-Йорком, организаторы захотели увидеть и Азербайджанский театр оперы и балета. Это была огромная честь для меня.
Источник: Trend