Россия-Азербайджан: Искусство, которое по-настоящему поражает
Международный художественный салон ЦДХ-2018 представил российским ценителям искусства и молодежи лучшие полотна художников из России, Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана.
Даже название салона «Снова вместе» заставляет вспомнить о тех временах, когда 15 республик были не только одной страной, но и единым культурным пространством.
После распада СССР это пространство едва не исчезло, но благодаря активности людей, любящих свое дело и понимающих значение культурного диалога, живет до сих пор. Международный художественный салон ЦДХ – часть этого пространства.
«Когда страна распалась, пять лет не было никаких выставок вообще, — рассказывает куратор салона, эксперт, искусствовед Международной ассоциации союзов художников Маргарита Карлова. – И вот тогда в Москве был организован первый салон – как вопль художников, привыкших показывать свои произведения на всесоюзных выставках, и вдруг ничего. Председатели Союзов художников всех бывших республик объединили свои усилия и провели выставку, ровно 20 лет назад, в 1998 году. Пригласили меня, и с тех пор – я с ними».
За эти годы прошли 20 салонов. Главной задачей было показать зрителям творчество как известных мастеров изобразительного и декоративного искусств, так и молодых художников, раз за разом открывать зрителю все богатство национальных культур.
Сегодня на площадке Центрального Дома художника представлены работы мастеров из Беларуси и Казахстана, Киргизии и Молдовы, Таджикистана и Азербайджана.
Маргарита Карлова говорит о них с особой гордостью. Что и понятно: ведь, например, работы Джавада Мирджавадова считаются жемчужинами многих частных коллекций. В его картинах — ярких, густых, парадоксальных — находит свое воплощение реальность азербайджанского фольклора, пропущенная через восприятие человека XX века, который размышляет о жизни и смерти, о природе добра и зла.
Потрясающая палитра еще одного великого азербайджанца, Торгула Нариманбекова, буквально приковывает к себе зрителя: его картины полны радости, восточной яркости, солнечного жизнелюбия и выразительности. «Мы стараемся по максимуму включать работы азербайджанских художников в наши показы не только потому, что очень любим их. Они в нашей любви не нуждаются – они проверены временем, это искусство по-настоящему поражает», — говорит Маргарита Карлова.
Она отдельно подчеркивает: при формировании экспозиции учитывается не возраст, не национальность – только талант. Поэтому в салоне представлены как работы мэтров, так и молодых художников. Маргарита Карлова с гордостью показывает работы Далера Мирходжова, театрального художника из Таджикистана – он частый гость ЦДХ. В этот раз на выставке представлен цикл иллюстраций к Омару Хайаму. Трудно перевести язык поэзии на язык изобразительного искусства, но таджикскому художнику это удается блестяще.
А вот программа «Чествуем ветеранов» — в ее рамках представлены работы выдающегося мастера пейзажа Валентина Сидорова, которому в этом году исполняется 90 лет, и работы известного художника-мультипликатора Сергея Алимова, отметившего в апреле свой 80-й день рождения.
Здесь же – большая экспозиция Владимира Переяславца, человека уникальной судьбы, которому в этом году исполняется 100 лет. Летчик-истребитель, прошедший войну, он является одним из выдающихся военных художников. Одна из особенностей его творческого почерка – портреты-картины, в которых читается вся история России.
И разумеется, представлены в салоне работы Героя Социалистического Труда, Народного художника СССР, члена Президиума Российской академии художеств Таира Салахова – одного из самых значительных мастеров в мире, которому в этом году исполняется 90 лет – ему заслуженно посвящена значительная часть выставочного зала.
За время существования салона организаторы не только проводили выставки, но издавали труды о творчестве художников и скульпторов постсоветского пространства.
Маргарита Карлова с гордостью показывает экземпляры этого издания, которое выходит и сейчас и востребовано в десятках крупных библиотек: «Я помню, когда вышел первый том «Искусства наций», то бывший министр иностранных дел Игорь Иванов на одной из встреч взял нашу книгу и сказал: «Посмотрите: художники сумели сделать то чего мы, дипломаты, не сумели».
По мнению руководителя Центра РАД Наталии Красовской, работа салона ЦДХ — яркий пример того, как эффективна оказывается народная дипломатия для сохранения культурного диалога и взаимопонимания между странами.
«Благодаря людям, объединённым любовью к искусству и интересом друг к другу, осталась целой нить, связывающая наши народы, сохранилась возможность узнавать друг друга, понимать друг друга через единый культурный код», — говорит эксперт. А депутат Государственной Думы, возглавляющий межпарламентскую группу дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев уверен, что на выставку салона нужно обязательно приводить молодежь, и не только из художественных школ.
«Работы, представленные в ЦДХ, имеют не только художественную ценность – хотя она огромна. Это еще и памятник нашему общему прошлому – и одновременно свидетельство нашего общего настоящего и будущего.
Ведь там, где сохраняется способность понимать друг друга без слов, интерес к культуре друг друга, к узнаванию друг друга – там есть добрососедство, дружба и братство, и современные отношения России и Азербайджана лишь подтверждают эту истину. Поэтому я уверен, что мы должны прививать этот интерес и готовность к диалогу нашей молодежи. Салон ЦДХ может быть еще одной площадкой для такой работы», — уверен депутат.
Источник: Salam news