Дмитрий Савельев: МТК «Север-Юг» поможет укреплению стабильности в Прикаспии
Эксперты оценили значение международного транспортного коридора «Север-Юг» для развития экономики стран Каспийского региона и взаимоотношений между ними.
«Север-Юг» — один из крупнейших международных проектов, способный полностью изменить систему транспортировки грузов, проект, вовлекающий во взаимовыгодную интеграцию Россию, Азербайджан, Иран, Индию, передает SalamNews.
Работа над созданием коридора ведется уже несколько лет и, как полагает руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, депутат Государственной Думы Дмитрий Савельев, будет оставаться в неизменном приоритете для всех, в особенности для России и Азербайджана, вплоть до благополучного выстраивания МТК со всей его инфраструктурой. Причина этого – как явная экономическая выгода, так и возможность стабильного развития стратегически важного Каспийского региона.
«Для России проект «Север-Юг» — это возможность увеличения товарооборота со странами Персидского залива и Индией, куда наша страна будет поставлять зерно, удобрения, сельхозтехнику, продукцию тяжелого машиностроения, — говорит Дмитрий Савельев. — Азербайджан в качестве транзитной территории заработает сотни миллионов долларов исключительно на пропуске инфраструктурных потоков.
Но прежде чем получить все это – необходимо создание инфраструктуры: новых дорог и портов, нового транспортного парка. На практике это означает не только тысячи рабочих мест непосредственно на строительстве, но и загрузку профильных предприятий машиностроения, металлообработки и так далее.
Как пример – контракт, который заключил Азербайджан с «Уралвагонзаводом»: под новые объемы перевозки грузов стране необходимо большее количество транспорта. «Север-Юг» в качестве локомотивного проекта способен серьезно двинуть вперед российскую экономику.
По оценке Института экономики РАН, только на подготовительном этапе благодаря реализации совместных торгово-промышленных цепочек с нашими ближайшими соседями, в том числе с Азербайджаном, Россия к 2028 году получит ускоренный потенциальный рост на 3% ВВП дополнительно. То же самое у Азербайджана: «Север-Юг» означает прекрасные перспективы развития экономики, а значит, стабильное развитие очень непростого геополитически региона.
Общая заинтересованность в этом процессе, интеграционные проекты будут способствовать сохранению добрососедских отношений между всеми сторонами, укреплению тех абсолютно конструктивных контактов, которые сегодня существуют между Россией и Азербайджаном – и которые являются залогом развития и мира в Прикаспии».
Мнение Дмитрия Савельева подтверждается исследованиями экономистов. Вот что говорит автор доклада «Транспортный коридор «Север – Юг»: реалии транзита и перспективы трансрегиональной интеграции» Александр Караваев: «Не будет сильным преувеличением сказать, что «Север – Юг»становится проекцией взаимных интересов России и ее партнеров друг на друга. Связная транспортная инфраструктура создается на десятилетия.
Поэтому МТК– это перспективный вбудущем макроэкономический узел, завязанный на множествосопряженных систем: обрабатывающая промышленность,электроэнергетика, связь, туризм. А первым и главным элементом в реализации данного проекта является развитие отношений в треугольнике Баку-Москва-Тегеран. Полагаю, что в ходе предстоящего саммита в трехстороннем формате, который состоится в августе в Москве, будут рассмотрены главные тренды сотрудничества трех стран».
Директор центра «Каспий – Евразия» Ксения Тюренкова также отмечает влияние транспортного коридора «Север-Юг» на российские прикаспийские регионы. Она приводит в пример Астраханскую область, которая при самом начале обсуждения проекта позиционировалась прежде всего как носитель энергоресурсов.
«Сегодня мы живем в новой реальности, с новыми вызовами. Нынешняя Астрахань – это судостроительный кластер транспортного и пассажирского, промыслового флота. В Астрахани есть предприниматели, которые хотят выйти на иракский рынок, которые хотели бы больше сотрудничать с Азербайджаном. «Север-Юг» может быть использован в процессе интеграции Прикаспия, поскольку приграничные регионы всегда в большей степени участвуют в таких проектах, они заинтересованы напрямую», — говорит эксперт.
Профессор Азербайджанского государственного экономического университета Эльшад Мамедов уверен, что геополитическая значимость МТК «Север-Юг» наряду с экономической целесообразностью проекта является той причиной, которая поспособствует укреплению дружественных отношений между всеми заинтересованными сторонами – в том числе Россией и Азербайджаном. При этом он отметил сходство основных направлений экономик двух стран: опору на сырьевую базу и необходимость развития ненефтяного и высокотехнологичного секторов экономики.
Реализация МТК «Север-Юг» как раз будут способствовать решению этой задачи за счет необходимости развития промышленности, уверен эксперт. А главный редактор информационного агентства Day.az. экономист Эмин Алиев подчеркнул, что Азербайджан уже выстроил сотрудничество с регионами России:«Это и Астраханская область, и Краснодарский край и Ставрополье, и республики Северного Кавказа. Подобные форматы необходимо расширять, и я думаю, чем глубже будет продвигаться это сотрудничество, тем более активной станет экономическая деятельность МТК «Север-Юг».
Руководитель центра РАД Наталия Красовская отмечает, что создание и полноценная работа транспортного коридора будет иметь не только экономическое значение для России и Азербайджана».
«Развитие инфраструктуры всегда повышает связанность между странами, снижает транспортные издержки и создает новые пространства. Все это, в свою очередь, способствует развитию гуманитарных контактов, которые становится значительно проще осуществить. Кроме того, возникает больше условий для того, чтобы люди из разных стран общались друг с другом, узнавали больше о быте и культуре, завязывали дружеские отношения. Поэтому работа над проектом «Север-Юг» важна не только для укрепления экономики, но и для укрепления добрососедских отношений между Россией и Азербайджаном», — уверена Наталия Красовская.
Источник: Salam news