Доктор исторических наук: Азербайджанские нефтяники проявили чудеса изобретательности в годы ВОВ — ИНТЕРВЬЮ
Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Михаил Мухин в беседе с руководителем Центра РАД Наталией Красовской рассказал о том, как появилась идея написать монографию по истории нефтедобычи в Азербайджане и о месте трудового подвига азербайджанских нефтяников в годы Великой Отечественной Войны.
Н.К.: Ваша монография вышла под названием «Топливо победы». Это очень сильная художественная конструкция. Скажите, насколько она передает сухую статистику военных времен? Каким было историческое значение бакинской нефти для победы Советского союза в ВОВ?
М.М.: Вы знаете, в данном случае «топливо победы» это даже не столько художественная метафора, сколько именно безэмоциональная констатация факта. В первые три, наиболее тяжёлые для СССР, года войны именно на Абшерон приходилось порядка 70% всей нефтедобычи Советского Союза. Лишь в 1944 году, за счёт того, что «второе Баку» в Поволжье наконец преодолело болезни роста (в чём, кстати, тоже немаловажную роль сыграли командированные с азербайджанских нефтепромыслов специалисты) удельный вес абшеронской нефти снизился до двух третей общесоюзной нефтедобычи. Пожалуй, я очень мало погрешу против истины, если скажу, что нефть, добытая в Азербайджане, и нефтепродукты, полученные из неё, стали топливом победы без всяких кавычек. Именно на этом бензине и дизтопливе советские войска и въехали в Берлин, Прагу и Вену.
Н.К.: А как вы пришли к этой теме? Ведь ваша основная историческая специализация – это советская авиапромышленность. На эту тему у вас вышло две монографии и ещё две лежат в издательстве. И вдруг такой поворот в сторону азербайджанской нефтедобычи.
М.М.: Действительно, основным предметом моих научных изысканий в последние лет десять была история советской авиапромышленности. Однако в ходе изысканий по истории авиапрома и применения авиатехники в ходе военных действий, я неоднократно сталкивался с тем, что одним из важнейших факторов, лимитировавших масштабы операций ВВС, становилась нехватка авиабензина вообще или – авиабензина того или иного сорта. Таким образом, в поле моего внимания попали вопросы производства топлива для ВВС. А так как отдельной «авиатопливной» промышленности в СССР не существовало, пришлось сначала разбираться со всей советской топливной индустрией в целом, а потом углубляться в нюансы нефтедобычи. А уж погрузившись в «нефтяные» сюжеты я понял, что для начала придётся разбираться в более обширных вопросах: как вообще Азербайджан вошёл в состав России? Почему это произошло именно так? Как азербайджанский социум ощущал себя в составе Российской империи? А как – в составе Советского Союза? Таким образом, начав с частного вопроса: «Откуда самолётам поставляли авиабензин?», постепенно, шаг за шагом, я вышел на совершенно неожиданные для меня сюжеты. Что получилось – судить читателям.
Н.К.: Были ли какие-то неожиданные факты, которые перевернули ваше представление о ходе военных действий в период второй мировой?
М.М.: Как говорится, в науке всегда есть место открытию. Когда мы говорим о войне, всегда подсознательно ожидаем описания какого-нибудь небывалого подвига. Но разве обычный солдат, который не попал в сводку героических деяний, а просто прошагал в составе своей дивизии от Сталинграда до Братиславы или от Моздока до Вены, отбивая с боем каждый посёлок, отражая вражеские контратаки, форсируя на подручных средствах то Днепр, то Вислу — разве он достоин нашего уважения в меньшей степени? И тоже самое относится к труженикам тыла. У всех на слуху трудовые свершения танкостроителей, авиастроителей, работников других отраслей «оборонки». Но на этом фоне часто упускают из вида то обстоятельство, что обязательным условием победы нашей Родины в той войне был трудовой героизм во ВСЕХ отраслях промышленности. Признаюсь честно, когда я начинал это исследование, я искал ответ на вопрос: «Почему же в 1942-43 годы в Азербайджане произошёл спад нефтедобычи?». Когда я погрузился в эти сюжеты и начал учитывать все нюансы, я понял, что вопрос надо формулировать совершенно иначе: «Как в тех условиях вообще удалось удержать масштабы нефтедобычи в сколько-нибудь приемлемых масштабах?». Я позволю себе подчеркнуть только один момент. В условиях войны практически все материальные ресурсы шли на оборонные предприятия, а после того, как дивизии вермахта прорвались к Сталинграду, транспортная связность Закавказья с основной территорией Советского Союза резко ухудшилась и даже те скудные ресурсы, которые удавалось выделить для Апшеронских нефтепромыслов, было очень трудно доставить в Азербайджан. Поэтому апшеронским нефтяникам приходилось не просто добывать нефть, а добывать нефть, массово используя различные суррогаты и заменители. Они собирали отработанные бурильные трубы и пытались использовать их вместо обсадных при проходке новых скважин. Они использовали в электросетях куски стекла (потому что фарфоровых предохранителей не было), они применяли в электрических шинах пропитанную спецсоставом ткань (потому что поставки киперной меди прекратились). Когда кончились чугунные кольцевые вкладыши, их стали вытачивать из дерева, а когда исчерпались довоенные запасы феррадо–тормозные ремни на лебёдках стали делать из обычных хлопчатобумажных ремней. После того, как гитлеровцы вышли на берег Волги, перевозить добытую нефть речными танкерами стало очень опасно, а мореходных танкеров для перевозки нефти через Каспий в Красноводск не хватало. Тогда нефть стали закачивать в снятые с железнодорожных платформ цистерны, и обычные портовые буксиры потащили «гирлянды» таких цистерн через всё море. У Кэррола в «Алисе в Зазеркалье» есть момент, когда Королева поучает Алису: «В нашем мире надо изо всех сил бежать, только для того, что бы остаться на месте». Надо признать: азербайджанским нефтяникам надо было проявить чудеса изобретательности и готовность к повседневному трудовому подвигу не для того, что бы повысить нефтедобычу, а лишь для того, что бы добыча нефти упала не чрезмерно.
Н.К.: Сегодня на Западе очень популярна тема «пересмотра» исторических событий, в результате которых советский народ из победителя становится чуть ли не разжигателем второй мировой. Депутат Госдумы, руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев не раз отмечал огромный совместный вклад наших стран в сохранение исторической правды о том времени. А как вы относитесь к подобным явлениям и что на ваш взгляд могут им противопоставить на данный момент Россия, Азербайджан и другие бывшие советские республики, заинтересованные в сохранении исторической правды?
М.М.: С попытками ревизионизма в истории мы сталкивались и ранее. Но в прошлые годы речь всё же шла о научных спорах, а «политика» шла в довесок к «науке». А теперь ситуация начала резко ухудшаться: всё чаще уже «наука» превращается в некий декор при жёстко детерминированном политическом решении. Эта тенденция меня, честно говоря, удручает. Думается, объективный взгляд на историю и внимание к объединяющим наши народы сюжетам будут лучшим ответом историков России и Азербайджана на попытки ревизовать историю Великой Отечественной войны.
Источник: Salam news